понедельник, 10 сентября 2012 г.

Режим для школьников

Режим для школьников

Вот и началась школа! Закончилось беззаботное лето – время садиться за учебники и грызть гранит науки.

Корреспондент abzac.org спросила у врача отделения гигиены детей и подростков областной санитарно-эпидемиологической станции Ростислава Валового, как правильно обустроить теперь жизнь школьникам, чтобы они хорошо учились и не уставали.

– Надо установить для ребенка рациональный режим дня, – говорит Ростислав Фаддеевич, – который обеспечит высокую работоспособность и сохранит здоровье. Неправильный режим сразу отрицательно скажется на ребенке, и вы это заметите.

Школьники, которые в течение дня находятся на свежем воздухе менее одного часа, чаще жалуются на то, что болят глаза, болеют ревматизмом, нарушения обмена веществ.

Режим, который повторяется изо дня в день, автоматизирует жизненные процессы, облегчает и ускоряет их, положительно влияет на нервную систему.

Установите время для приготовления домашних заданий. Если нет четко отведенного времени на приготовление домашних заданий – ученики дольше вовлекаются в учебный процесс и качество исполнения также страдает.

Неправильное чередование видов деятельности, недостаточный ночной сон и отдых на свежем воздухе быстро истощают нервную систему, из-за чего работоспособность школьника снижается, а со временем могут возникнуть различные заболевания.

– Не раз наблюдал, каких больших усилий надо приложить некоторым школьникам, чтобы сконцентрировать внимание на объяснении нового учебного материала, – говорит Ростислав Фаддеевич. – Представляется, что ребенок заболел – устал и хочет спать. Врачи никаких отклонений в здоровье не находят. Проблема в том, что нет нормального режима дня: не отведено часов для выполнения домашних заданий, не хватает времени для прогулок. Спать ребенок ложится поздно – в одиннадцать-двенадцать часов. Соответственно, появляются головная боль, усталость, желание спать, вялость. Нормализуете режим – появится желание учиться. У старшеклассников нагрузки в школе увеличивается, поэтому подростки особенно нуждаются планирования своей деятельности, рационально организованном режиме дня, в котором физическая культура должна занимать существенное место.

Родители должны обеспечить дружный и спокойный микроклимат в семье, быть внимательными к детям, иметь с ними постоянный товарищеский контакт.

Позаботьтесь о полноценном и своевременном питании, пребывании на свежем воздухе, культурных развлечениях, нормальном сне для ребенка.

В режим дня следует включить время для занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисование, спорт, помощь в семье).

Наиболее целесообразное время утреннего пробуждения – семь часов утра. Не забывайте о зарядке, которая активизирует обмен веществ, повышает работоспособность нервной системы, улучшит дыхание и кровообращение. После зарядки – завтрак, и в школу.

Не стоит сразу делать домашние задания, придя из школы. Для учащихся второй смены лучше готовить уроки после завтрака, первой – после обеда и прогулки на свежем воздухе. Ребенок отдохнет и голова станет опять свежей.

Первоклашки (в возрасте 6-7 лет) обязательно после уроков в школе и обеда нужно поспать. Шестилетки должны спать не менее 1,5 – 2 часов, семилетки – 1 час.

Гулять на улице школьникам младших классов – не менее 3 – 3,5 часа, старшеклассникам – 2,5 – 3 часа.

Для подготовки домашних заданий следует сохранить ученический стереотип: через 35 – 45 минут необходим короткий перерыв. В это время проветривайте комнату, сделайте физкультпаузу.

Свободное время – по интересам. Для школьников младшего возраста – 1 – 1,5 часа, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 часа. Но это уже после того, как домашние задания сделаны.

Учтите зрительную напряженность учеников. Рекомендуемая продолжительность просмотра телевизионных передач: для младших школьников – до 1 часа, для школьников среднего возраста – 1,5 часа, для старшеклассников – 2 часа. Причем не чаще чем 2 – 3 раза в неделю. Ограничьте пребывание за компьютером!

В выходные дни дети максимально должны гулять на свежем воздухе. Организуйте поездку на отдых или пикник. Подвижные игры, развлечения, экскурсии, туристические походы – все это должно чередоваться с учебой. Очень важно сохранить баланс между умственным и физическим нагрузкам, позаботиться о положительных эмоциях. Только тогда ваш ребенок будет полноценно развиваться и не болеть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий